После трагедии в «Крокус сити холл» и по мере увеличения количества фигурантов уголовного дела, миграционная истерия в эфире разгорается всё с большей силой. Как будто взрыв возник на ровном месте, из ниоткуда. Однако это ни так! И атмосфера попустительства с бесконтрольным миграционным потоком дешевой низкоквалифицированной иностранной рабочей силы из стран Средней Азии и раздачей российских паспортов, возникла ни вчера и даже ни позавчера, а в далеком 1991 году.
Трагические события 22 марта 2024 года обострили и так не простые вопросов миграционной политики, включая вопросы национальных анклавов в России со своей культурой, традициями, менталитетом, подчинением, законами и своим отношением к законам и правилам поведения и общежития в Российской Федерации. Разросшиеся и укрепившиеся на территории России этнические диаспоры уже откровенно заявляют о своих претензиях на руководство отдельными регионами и требуют считаться со своим мнением уже при принятии решений в масштабе всей страны.
Сообщества среднеазиатов породили систему диаспор, коррумпировали систему миграционного учета и начали превращаться в людей «первого сорта», то есть тех, у кого есть российский паспорт. Но мы не делим людей на сорта, это разделение было сделано до нас. Никто не был заинтересован в реальной интеграции мигранта в нашу культуру, мигрант интересовал тех, кто его сюда привез, только как ресурс и источник прибыли. Более того, бесправное положение трудовых мигрантов было выгодно всем, так как на них можно было не только заработать, но от них легко избавиться.
Количество въехавших в Россию иностранных граждан постоянно превышает количество выехавших граждан, причем в приграничных районах интенсивно формируются иностранные общины. Как внутренние, так и внешние миграционные потоки направлены преимущественно в южные и центральные регионы европейской части России.
В 2020 год по заключению ООН, Россия входит в пятёрку стран-лидеров по числу мигрантов, занимая четвёртое место в мире с более чем 12 млн. трудовых мигрантов.
Согласно опубликованным статистическим данным МВД России, только за первое полугодие 2023 года в Российскую Федерацию въехало 11 млн. мигрантов. На миграционный учет было поставлено всего 9 059 787 человек. Количество действительных патентов на конец полугодия 2023 года составило 2 058 532. А уведомлений о заключении трудовых договоров с иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляющими трудовую деятельность, всего поступило - 89 901 заявление. Вот такие вот официальные цифры. А остальные миллионы, желающих работать иностранных граждан спокойно растворились на территории нашей необъятной, но к сожалению - пустынной Родины.
И в такой ситуации просто необходимо говорить во весь голос об обеспечение баланса прав и законных интересов коренного населения и мигрантов.
Более того, Правительство Российской Федерации просто обязано обратить свое внимание на качество и квалификацию иностранной рабочей силы, привлекаемой в основном из стран – членов Содружества Независимых Государств, в частности из стран Средней Азии – Узбекистана, Таджикистана и Казахстана. Их доля в миграционном потоке в течение последних десять лет составляет около девяносто процентов. Следует отметить, что трудовые мигранты из указанных государств обычно имеют довольно низкий уровень квалификации. Иными словами, к нам едут не «высококвалифицированные специалисты», а нищие малограмотные безработные. И как результат, компенсируя недостаток трудовых ресурсов на российском рынке, трудовые мигранты становятся причиной ухудшения его качественной структуры.
Сегодня, миграционная ситуация в Российской Федерации, являясь следствием сложной социально-экономической обстановки, свидетельствует о том, что для достижения социального процветания и экономического прогресса требуются не только твердая воля государства, но и стремление всего российского общества к достижению в стране прочного правопорядка и законности.
Решение внутренних экономических проблем посредством увеличения миграционного потока ведёт к постепенному замещению коренного населения иноязычными и инокультурными мигрантами, размыванию исторических культурно-цивилизационных основ российского общества, а также к другим острейшим социальным и политическим проблемам. Незащищенная от социального и правового произвола работодателей иностранные малограмотные рабочие, находятся в прямом смысле в положении «что изволите» или «куда пошлют», в зависимости от желаний нечистых на руку работодателей, руководителей национальных диаспор или криминалитета. Это приводит к стихийному ухудшению криминогенной обстановки в регионах. А в условиях проведения специальной военной операции и к увеличению террористической опасности.
Нахождение на территории России иностранных граждан, граждан с отличной от исторически сложившихся на территориях культурных, ментальных, конфессиональных традиций не должно сопровождаться формированием культурно-национальных анклавов и пополнением рядов криминальных структур.
И в этой связи, хотелось бы отметить, что одной из главных причин острого миграционного кризиса является отсутствие в России системы государственного планирования, управления и контроля за внешними миграционными потоками, позволяющей учитывать реальные потребности региональных и местных экономик в иностранных работниках и не допускать засилия низкоквалифицированной иностранной рабочей силы в регионах.
В этой парадигме необходимо не только повысить контроль со стороны компетентных государственных структур, что вполне естественно, но и усилить влияние на ситуацию общественных профессиональных объединений на основании, выданного им законодателем мандата прав и обязанностей.
И в первую очередь, я имею ввиду отраслевые профессиональные союзы и их объединения. Союз Профсоюзов России, который я представляю, на протяжении уже многих лет последовательно выступает не только за установление контроля со стороны профсоюзных объединений и их организаций за количеством и качеством востребованной в регионах Российской Федерации иностранной рабочей силы, но и за соблюдением трудовых и социальных прав мигрантов, уравнивая их с аналогичными правами российских граждан.
При современном дефиците кадров и переходе на дорогостоящие технологии, недостаток знаний и навыков у работника будет лишь усиливать угрозу экономических и социальных рисков. А следовательно, привлечение иностранного рабочего на работу в российскую организацию или предприятие должно быть обоснованно и согласовано с первичной профсоюзной организацией, действующей в этой организации или местной (территориальной) профсоюзной организацией общероссийского отраслевого профсоюза.
Далее, именно на профессиональные союзы, необходимо возложить прямые обязанности по достижению социального благополучия людей, как закономерного результата их трудовой деятельности. А следовательно, именно на профсоюзы и их организации на предприятиях и в организациях должны быть возложены обязанности по соблюдению и защите трудовых и социальных прав всех без исключения работников.
Несомненно, что трудовая миграция должна сопровождаться предварительными мероприятиями по адаптации работника к культурным традициям, духовно-нравственным ценностями, законодательным нормам, этическим нормам и социально-общественным отношениям, сложившимся на территории будущего трудоустройства.
В комплексе необходимых мер, иностранные граждане, временно находящиеся на территории Российской Федерации, должны быть не только заблаговременно подготовлены к работе в Российской Федерации, включая наличие профессиональной пригодности, но и уверены в своей правовой безопасности и гарантированном системном реагировании со стороны нашего государства на факты нарушения или умаления их законных прав, свобод и интересов, как со стороны работодателя и местных чиновников, так и со стороны национальной диаспоры.
Следует отметить, что Минэкономразвития России с 2022 года осуществляет мероприятия по созданию центров доиммиграционной подготовки (Республика Узбекистан - 2022 год; Республика Таджикистан – 2023 года; Киргизская Республика – 2024 год). Что несомненно должно положительно повлиять на качество привлекаемой в Россию иностранной рабочей силы. Однако до настоящего времени информация о компетенции, а также об открытии и начале работы таких центров отсутствует.
На наш взгляд такие Центры социальной подготовки трудовых мигрантов могут быть открыты при зарубежных представительствах Международного союза неправительственных организаций «Ассамблея народов Евразии». В компетенцию таких центров должны быть включены следующие вопросы:
- учет потенциальных иностранных работников (персональные данные, компетенция, уровень квалификации иностранного гражданина, рекомендации лиц или организаций и т.д.);
- организация курсов социально-общественной подготовки иностранных граждан для работы в РФ, включая обучение русскому языку; изучение административно-общественного управления и административно-территориального деления РФ; правовых особенностей нахождения в России иностранных граждан; изучение истории, основных обычаев и устоявшихся общественных правил поведения на территории РФ; способах и формах защиты законных прав и интересов иностранных граждан, в том числе трудовых; о примерах межэтнического взаимоуважения и сотрудничества;
(По окончании курсов иностранный гражданин сдает экзамены и получает соответствующий сертификат, дающий ему право быть трудоустроенным (заключить трудовой договор) на территории Российской Федерации. Срок трудового договора не должен превышать один год, с последующим обязательным выездом за пределы Российской Федерации)
- прием, оформление и размещение документов, необходимых для получения разрешения на работу или патент.
Далее, необходимо создание Единого центра (Агентства) занятости, с целью централизованной координации организованного набора крупными нанимателями (работодателями) иностранной рабочей силы. Опять же такое Агентство вполне может быть создано при Ассамблеи народов Евразии (возможности и потенциал этой организации вполне позволяет реализовать столь масштабный проект). Такой централизованный подход позволит облегчить взаимодействие между заинтересованными сторонами по привлечению, использованию и контролю за иностранной рабочей силы, а также осуществлять мониторинг, учет и контроль за распределением рабочей силы по регионам страны.
Третий шаг – это введение в оборот обязательной регистрации иностранного гражданина на цифровом портале, интегрированного в цифровую платформу gosuslugi.ru для контроля за перемещением трудовых мигрантов через границу и по территории Российской Федерации.
Из открытых источников стало известно, что на сегодняшний день на территории Московского региона запущен пилотный проект по выдаче электронных карт временно пребывающих на территорию РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.
Карта иностранного гражданина выдается в ММЦ г. Москвы иностранному гражданину при получении патента для работы на территории г. Москвы и Московской области. Данная карта содержит фамилию, имя, отчество, дату рождения, пол, фотографию, сведения о гражданстве, образец подписи держателя. И такой проект, несомненно, должен быть тиражирован по всей территории Российской Федерации.
В идеале процесс трудовой миграции должен быть обусловлен посредническим участием международной профессиональной структуры, представляющей интересы иностранного наёмного работника во избежание удешевления стоимости рабочей силы, в целях обеспечения защиты интересов российских граждан на рынке труда, трудовых прав работников-мигрантов и содействия рациональному использованию социальных фондов, посредством заключения вмененного соглашения (ий), в которой сторону иностранных работников будет представлять Всемирная федерация профсоюзов или Евразийская Ассоциация профессиональных союзов и их объединений с одной стороны и общероссийские отраслевые профессиональные союзы с другой.
Контроль за соблюдением иностранными рабочими условий осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации должен быть возложен на миграционную службу Министерства по национальной и миграционной политики, непосредственно работодателей, первичные, местные или территориальные профсоюзные организации общероссийских отраслевых профсоюзов и их объединения.
Идею создания Министерства по национальной и миграционной политике считаю вполне обоснованной и целесообразной, подчеркивающей полную взаимосвязь и влияние, принимаемых и реализуемых мерах в рамках одного курса на результаты в другом. Сегодня необходимо забрать сопутствующие не профильные функции по контрлю за миграционными потоками как у МИДа, так и у МВД. Именно профильное Министерство должно заниматься разработкой национальной и миграционной политикой, а ее реализацию можно поручить ФГБУ «Дом народов России» в каждом субъекте Российской Федерации. ФГБУ «Дом народов России» в принципе может выступить и в качестве единого оператора по централизованному обеспечения работы и контролю за исполнением качества выполнения работ и оказания услуг в рамках реализации государственной миграционной политики.
Все вышеизложенные предложения, основаны на принципе равенства всех работников, трудящихся на территории Российской Федерации, который включает в себя обеспечение законно находящимся на территории нашей страны трудящимся-иностранцам равенство их трудовых прав и обязанностей, распространение на иностранных работников положений соответствующих коллективных договоров и соглашений, а также право вступать в российские профсоюзы и пользоваться их поддержкой.
С 2012 года в рамках проводимых саммитов межгосударственного объединения БРИКС действует Профсоюзный форум БРИКС – площадка для диалога, играющая первостепенную роль с точки зрения развития прогрессивного интернационализма и укрепления влияния рабочего класса в мире, переживающем серьезные перестановки и геополитические изменения.
Принятая 12 декабря 2012 года Декларация I Профсоюзного Форума провозгласила поддержку национальными профсоюзными центрами объединения БРИКС и поставленные задачи по строительству глобального мира, основанного на экономическом и социальном прогрессе и просвещенном научном подходе на основе общепризнанных норм международного права – и прежде всего на основе норм и принципов Международной Организации Труда.
И нам очень хочется верить, что эта международная площадка действительно послужит принятию взаимоприемлемых с точки зрения национальных интересов стран – участниц решений по вопросам регулирования миграционных потоков, а не содействию правительствам иностранных государств в сокращении масштабов и уровня нищеты в их странах.
Захаров А.И. зам. Генерального секретаря Союза Профсоюзов России,
руководитель Совета по миграционной политике и гуманитарному сотрудничеству
АНО «Международная организация развития БРИКС»
®